14.05.2012

Дефицит

Как типичный представитель своего поколения я прекрасно помню значение слова "дефицит". Если вкратце, то это то, чего безусловно нет. А условно -- есть. И конечно же, есть оно только для тех, кто выполняет определенные условия. Но давайте лучше не о девяностых, а о социальной инженерии.

Наряду с симпатией, авторитетом, жадностью, нуждой и жалостью, дефицит является очень эффективным методом влияния на неподготовленные умы. Все мы с детства привыкли, что то, чего меньше, обладает большей стоимостью. Платина дороже золота, которое дороже серебра, которое дороже меди, которая дороже песка. Эта закономерность кажется вполне логичной и легко переносится на новые и новые объекты. Причем зачастую автоматически и подсознательно, -- человек вообще старается как можно больше "экономить" и "срезать" на повторной обработке информации. Зная об этой особенности мышления, можно искусственно создать ситуацию, в которой дефицит станет причиной многократного и не всегда оправданного увеличения стоимости товара. Нужно только убедить окружающих в его редкости.

Естественно, принцип дефицита наиболее распространен в торговле. Пример: "полная" распродажа коллекции одежды (модельного ряда авто, зимнего спортивного инвентаря...) Создав  ощущение ограниченности товара, продавцам иногда удается реализовать то, что уже не первый сезон пылится на складе и не было бы продано при других обстоятельствах. Еще пример: расположение залежавшегося товара на витрине сравнительно небольшими партиями. Товар А заполнил всю секцию витрины, товар Б представлен в два раза меньшим количеством. Что выберет покупатель, то, что "залежалось" в покое, или то, что, очевидно, быстро разбирают?

Под стать дефициту товара в торговле, дефицит информации используется в социальной инженерии. Начиная фразу со слов "вообще-то я не должен вам этого говорить..." или "я тут недавно по секрету услышал, что...", можно создать предварительное впечатление о следующей далее информации как о редком, чуть ли не тайном знании. А произнеся это шепотом и на ухо можно значительно усилить ощущение ценности предоставленных данных. Конечно же, если они представляют хоть какую-то ценность. А разделение ценной информации -- это серьезный шаг к установлению с собеседником отношений, необходимых для получения не менее ценной информации взамен.

Отдельно хочется выделить дефицит времени. У каждого из нас наверняка есть знакомый или коллега, эксплуатирующий принцип дефицита для искусственного повышения ценности своего личного или рабочего времени. Создавая вокруг себя ощущение отсутствия времени вообще, можно добиться того, что любое уделенное время будет восприниматься как дар свыше. Присмотритесь к окружающим и вы обнаружите несколько человек, постоянно занятых очень важными и неотложными делами, спешащих с только что окончившейся встречи на следующую и создающих таким образом впечатление очень занятых и и важных работников. Зачастую в действительности все иначе.

Как противостоять принципу дефицита? В следующий раз, когда кто-то попытается поделиться с вами тайным знанием или продать вам последнюю пару редчайших туфель, не поленитесь потратить несколько минут на проверку уникальности предлагаемых благ. А главное, сравните их стоимость и ценность с аналогами: не пытается ли ваш благодетель нагреть вас, предлагая приобщиться к "дефициту"?

Комментариев нет:

Отправить комментарий