20.08.2011

Изменения

Интересный факт о происхождении casual Fridays.

Как многим может быть известно, в некоторых компаниях принят так называемый dress code. Это когда все сотрудники обязаны (зачастую -- формально) соблюдать определенную форму одежды, например светлый верх, темный низ, контрастный галстук. Хорошим примером являются воспетые Голливудом агенты ФБР, у которых "униформой" принято считать темно-синий костюм, черные туфли, светлую рубашку... ну вы наверняка уже вспомнили.

К назначению этого любопытного инструмента мы (возможно) еще вернемся, а пока давайте рассмотрим случаи, когда из дресс-кода делаются исключения. В один прекрасный день, кто-то из ейчаров был озарен блестящей идеей. Наблюдая за тем, как угрюмые и безликие офисные служащие день ото дня носят одни и те же вещи, этот гений решил несколько разбавить сложившееся однообразие. В итоге было предложено иногда одеваться менее строго. Новый вариант дресс-кода был назван casual business (в противовес повседневному business), а одеваться в него было решено по пятницам. Таким вот образом и возникло понятие casual Fridays.

Гениальной эту затею эйчары считают потому, что после проведенных изменений в компании повысилась продуктивность труда. Не долго думая, было сделано заключение, что именно изменение дресс-кода вызвало такую реакцию. Все порадовались, похлопали, и стали жить дальше. Правда, через некоторое время продуктивность значительно снизилась по отношению к начальному, допятничному уровню. Но искать причину в форме одежды никто не стал, а очень зря.

Дело в том, что наличие в компании дресс-кода очень способствует ее эффективности (повторюсь, об этом как-нибудь позже), а исключения из этих правил, пусть и незначительные -- эффективности вредят. Логически напрашивается вопрос: почему же поначалу casual Fridays вызвал прирост КПД? Ответ прост: любое изменение в рабочем окружении временно повышает производительность труда. Динамичность среды способствует концентрации внимания. Именно этот фактор ввел в заблуждение новаторствующих эйчаров, которые посчитали необходимым измерить эффект нововведения на протяжении двух-трех недель. Именно столько обычно и длится вызванная изменением "эйфория".

Один из любопытных выводов, которые из этого можно сделать, относится к бизнесу. Все прекрасно знают, что у каждого продукта, бренда и т.п. есть стоимость: себестоимость (или стоимость изготовления) + конкурентная наценка (или рентабельность, маржа). Также, многим может быть известно, что помимо основной стоимости существует так называемая добавочная стоимость или added value. Это те деньги, которые покупатель готов платить именно за этот продукт. Грубо говоря, это то, что отличает iPhone 4 от Galaxy S. Так вот, зачастую добавочная стоимость проявляется не в преимуществах продукта, а в его отличии от традиционного представления о продукте такого класса. Возвращаясь к примеру, всем очевидна разница между iStore и всеми остальными магазинами электроники.

Люди, вернее некоторые люди, не любят изменения. Но только до тех пор, пока они не наступили.

Updated 23.08.2011 Узнал сегодня об интересной теории касательно причины влияния изменений на производительность труда. Теория гласит, что изменения в рабочей среде наталкивают сотрудников на выводы о том, что за ними (!) наблюдают. Контролируемость  и измеряемость окружения повышает концентрацию и продуктивность. Интересная мысль.

1 комментарий:

  1. IMHO получилось скомкано. После всех экскурсов в этимологию, теорию экспериментов и HR, вывод мне показался неожиданным и слегка надуманным.

    ОтветитьУдалить